вторник, 3 июня 2008 г.

Пелевин | «Жизнь насекомых»




. Личность автора
Интерес к творчеству Пелевина проявился у меня достаточно давно, классе в девятом. Помню, как моя учительница по литературе спорила со мной, говоря, что Пелевин — рекламщик, эпатажем привлекающий внимание, но бесталанный. Конечно, усмехаюсь я, ведь она не понимает ровно половины его творчества. Причем именно той, которая имеет смысл.

. Комары и мухи
В книге «Жизнь Насекомых» перед нами предстает череда рассказов, композиционно связанных. Связь эта заключается в пересечении сюжетных линий предыдущего и последующего рассказа. Кроме того, некоторые из них объединены действующими лицами.

Герои рассказов Пелевина — люди-насекомые, которые проявляют то одну, то другую сущность. Кто-то пьет кровь, кто-то толкает впереди себя навозный шар, кто-то летит на свет, а кто-то отращивает рыжие усы. Тот мир, который рисует автор, — аллегория мира нашего, очень точно подмечающая зыбкость и безграничность бытия. Граница, которая разделяет жука и человека, мир тот и мир этот — не видна. А может ее и нет.

. Философия
Пелевин всегда мне нравился за свое умение играть. Играть с композицией, сюжетом, персонажами. Но больше меня поражает игра с философией. В книге отражены сложноклассифицируемые воззрения, но я бы определил их как «постмодернистский буддизм» или как «созерцательный постмодернизм». Концепция Йа, прыжок в колодец и откопанная дверь на работу — это квинтэссенция Пелевинской игры со смыслом и в то же время это — жизнь.

И совсем не дает покоя:
Хорошо бы куда-нибудь спрятаться и дождаться лета
и вести себя как можно тише, а то ведь не оберешься бед,
если в КГБ поймут, что ты круг ослепительно яркого света,
кроме которого во Вселенной ничего никогда не было и нет.


Комментариев нет: